Версия для печати.
Переключиться в обычный вид

Экспедиция С. Андре. 1897 год

13 февраля 1895  г. на заседании Шведской Академии наук в Стокгольме шведский инженер Соломон Андре выступил с докладом об организации воздушной экспедиции к Северному полюсу. 15 февраля этот же доклад он представил Шведскому географическому обществу.

Целью подобной экспедиции по плану Андре было проведение разнообразных научных исследований (метеорологических, геомагнитных, географических и т. п.) в центральной части Арктического бассейна, представляющей в это время огромное белое пятно на карте. Одной из важнейших задач было, несомненно, и достижение географической точки Северного полюса. В качестве транспортного средства для экспедиции Андре предлагал использовать воздушный шар.

В докладе Андре определил четыре условия, принципиально важные для проведения экспедиции:

1) воздушный шар должен иметь такую подъемную силу, чтобы поднять трех человек, оборудование и инструменты, необходимые для производства наблюдений, а также запасы продовольствия на четыре месяца (общий вес около 3000 кг);

2) оболочка шара должна быть выполнена из прочного материала, чтобы шар мог продержаться в воздухе в течение тридцати суток;

3) заправку шара газом необходимо произвести непосредственно в полярной области;

4) воздушный шар должен быть управляемым при перемещении по горизонтали.

Базой экспедиции Андре выбрал Шпицберген. Расстояние до полюса (около 1200 км) он планировал преодолеть за двое суток. Вторым этапом экспедиции должен был стать перелет от полюса к берегам Северной Америки в районе Берингова пролива. Эту часть пути шар должен был преодолеть за четверо суток. Общая дальность путешествия, по расчетам Андре, должна была составить около 3700 км.

После февральских докладов Андре планы организации экспедиции к Северному полюсу широко обсуждались шведской общественностью и получили горячую поддержку как со стороны научных учреждений, так и со стороны известных полярных путешественников. Сторонником проведения подобной экспедиции был, например, Э. А. Норденшельд.

Основные субсидии для организации воздушной экспедиции Андре получил от короля Швеции Оскара II, шведского промышленника Альфреда Нобеля и губернатора округа Гетеборг барона Оскара Диксона. На собранные средства французским мастером Анри Лашамбром в Париже был построен воздушный шар объемом 4511 кубических метров. Грузоподъемность шара при температуре 0 °C и давлении 760 мм рт. ст. составляла около 4900 кг.

Оболочка шара была сделана из нескольких слоев китайского шелка, покрытого с внутренней и внешней сторон лаком. Составные части оболочки были сшиты шелковыми нитями, а швы покрыты полосками холста для обеспечения максимально возможной герметичности. Сетка шара в нижней части заканчивалась 48 канатами, прикрепленными к ободу. Шесть крепких канатов прикрепляли к ободу корзину, в которой могли поместиться три человека и грузы экспедиции.

7 июня 1896 г. из Гетеборга вышло грузовое судно «Вирго», на борту которого находились три участника воздушной экспедиции — сам Соломон Андре (начальник экспедиции), сотрудник Государственного центрального метеорологического управления Нильс Экхольм (метеоролог и астроном экспедиции) и Нильс Стринберг (физик и фотограф). Спустя две недели судно подошло к Норвежским островам в северной части Шпи

цбергена. На берегу небольшой бухты, где Андре выбрал место для строительства ангара, были выгружены строительные материалы и снаряжение экспедиции. 23 июля началось заполнение газом воздушного шара. Все приготовления к началу экспедиции были завершены, оставалось дождаться попутного ветра.

День 14 августа стал для участников готовящейся экспедиции знаменательным. Ранним утром к «Вирго» подошел знаменитый нансеновский «Фрам», возвращавшийся в Норвегию после своего исторического дрейфа через Центральный арктический бассейн. Андре первым поздравил капитана Отто Свердрупа с благополучным окончанием экспедиции.

Дни шли за днями, а погода не улучшалась — часто выпадал снег, дул северный ветер. По условиям контракта «Вирго» нельзя было задерживать на Шпицбергене дольше 20 августа, поэтому Андре принял решение перенести экспедицию на следующий год. 17 августа из шара был выпущен газ, а через три дня «Вирго» с участниками экспедиции на борту снялся с якоря и отправился в обратный путь.

Вернувшись в Швецию и продолжив работу в Бюро патентов, Андре начал подготовку к новой экспедиции. Нильс Экхольм решил отказаться от участия в полете, его место в группе занял молодой инженер Кнут Френкель. В экипаж в качестве запасного участника экспедиции был принят лейтенант Сведенборг. Ни Френкель, ни Сведенборг никогда не летали на воздушном шаре, по настоянию Андре они прошли подготовку в Париже и весной 1897 г. совершили десять подьемов.

экспедиция Андрэ

Воздушный шар для экспедиции был усовершенствован зимой 1896-1897 г. в мастерской Лашамбра под контролем шведского инженера Норденфельта. Объем шара увеличили на 300 кубических метров, что повысило его грузоподъемность до 5300 кг.

В конце мае 1897 г. «Вирго» вновь бросило якорь у Шпицбергена. На борту судна находились участники экспедиции, а также запасы снаряжения и продовольствия. Воздушный шар, гондола и аппараты для получения водорода были доставлены к месту старта экспедиции канонерской лодкой «Свенсксунд», предоставленной в распоряжение экспедиции шведским правительством.

14 июня воздушный шар, который аэронавты назвали «Орел», уже находился в ангаре. Спустя неделю его наполнили водородом, проверили герметичность швов. 21 июня все подготовительные работы были завершены, для начала экспедиции требовался только попутный ветер. В течение двух недель воздухоплаватели ждали погоды, но сначала надолго установился штиль, затем разыгрался шторм. В ночь с 6 на 7 июля из-за сильных порывов юго-восточного ветра шар в ангаре потерял часть водорода, запасы газа пришлось пополнять.

11 июля наконец подул свежий попутный ветер, и участники экспедиции приняли решение готовиться к отлету. Стенки ангара были разобраны, и воздушный шар поднялся над землей, удерживаемый тремя канатами. В 13 ч 43 мин воздухоплаватели заняли места в гондоле, а через три минуты канаты были перерезаны и «Орел, поднявшись на высоту около 10 м, начал свой полет к северу. Последними словами, услышанными воздухоплавателями, были слова Стриндберга «Lefve gamla Sverige!» (Да здравствует старая Швеция!).

Полет «Орла» сразу же пошел не по плану. Пролетев небольшое расстояние, шар начал опускаться, гондола коснулась поверхности воды. Вниз полетели мешки с песком — балласт, и шар опять стал подниматься вверх. При этом оборвались сразу три каната-гайдропа, шар практически стал неуправляемым.

«Орел», набрав высоту более 500 м, двигался с попутным ветром в северо-восточном направлении. Воздухоплаватели во время полета фотографировали окружающие их пейзажи, делали дневниковые записи. Отчеты о полете отправлялись с голубиной почтой или вкладывались в пробковые буйки, которые затем выбрасывались за борт. По этим запискам и дневниковым записям аэронавтов значительно позже был воссоздан ход экспедиции.

Как выяснилось во время полета, шар очень чутко реагировал на наличие или отсутствие солнечных лучей. Как только он попадал в облака или в полосу густого тумана, он начинал снижаться. Постепенно капли дождя и тумана сделали свое дело — «Орел» опустился почти до поверхности льда, гондола то и дело ударялась о лед. Воздухоплаватели, выбрасывая за борт мешки с песком, пытались заставить шар подняться, но все было тщетно. «Непрерывные сильные удары, все время туман», — записал Андре в своем дневнике 13 июля. Стало очевидно, что шар, покрытый коркой льда, далеко не пролетит. Андре принял решение прекратить полет. Рано утром 14 июля были открыты оба клапана воздушного корабля, и шар опустился на лед. Участники экспедиции определили свое местонахождение — они находились в точке с координатами 82° 56′ с. ш., 29° 52′ в. д., примерно в 800 км от своей цели — Северного полюса.

Выгрузив продовольствие и снаряжение, Андре, Стриндберг и Френкель начали готовиться к походу по льдам по направлению к Земле Франца-Иосифа, где на мысе Флора для них был приготовлен продовольственный склад. За неделю они привели в порядок лодку и сани, упаковали вещи. 22 июля 1897 г., впрягшись в тяжело груженые сани, три исследователя отправились в сторону ЗФИ. Через небольшие разводья они переправлялись на льдинах, большие участки открытой воды преодолевали на лодке. Самым сложным делом были переходы через огромные торосы. На ночлег путешественники останавливались на высоких сухих местах среди торосов. На привалах сразу же разделяли обязанности: Стриндберг готовил еду, Френкель ставил палатку и проводил метеорологические наблюдения, Андре, как руководитель экспедиции, шел вперед и выбирал дальнейший путь.

Идти становилось все труднее. 25 июля Стриндберг, провалившись под лед, едва не погиб. Спустя несколько дней у Френкеля появились признаки снежной слепоты. Запасы продовольствия убывали, их восполняли охотой — убили нескольких белых медведей.

3 августа, определив свои координаты, путешественники сделали неутешительный вывод — течением их сносит на юго-запад, добраться до мыса Флора им не удастся. Андре записал в своем дневнике: «Мы решили отказаться от похода на восток. Нам не справиться ни с течением, ни со льдом, и у нас нет абсолютно никаких видов чего-нибудь достигнуть, если мы будем продолжать путь на восток. Поэтому мы все согласились начать наше новое скитание, держа курс на Семь Островов, и надеемся дойти до них через шесть или семь недель».

Путь на юго-запад был все так же труден — льды, торосы, разводья. Погода ухудшалась, становилось все холоднее, часто шел снег. Запасы продовольствия подходили к концу. 10 августа участники похода пересекли 82-ю параллель. «Часто приходится долго кружить между торосами, перебираться через лужи и идти пдоль полыней. Хуже всего пресноводные лужи. Они извиваются бесконечными зигзагами — настоящие лабиринты, — да еще соединяются между собой широкими трещинами, которых не видно, пока к ним не подойдешь вплотную. Сумасшедшие переходы мы делаем часто. Сани опрокидываются или повисают над пропастью в то время, как ведущий летит кувырком. Часто приходится везти сани при некоторых переходах очень быстро, а при других — медленно. Часто надо их поворачивать на вершине или посреди узкого прохода. Пускать в ход топор и лопату, чтобы подготовить проезд. Вырубать колею для одного полоза или для обоих. Снимать с саней весь груз дочиста, или ставить их в неустойчивом равновесии поперек лодки…» — отмечал Андре в дневнике.

В середине сентября полярники убедились, что достигнуть Семи Островов им также не удастся и , скорее всего, придется зимовать на дрейфующем льду. Путешественники выбрали надежную, по их мнению, льдину, перебрались на нее со всеми своми грузами и приступили к строительству ледяного дома, одной из стен которого стал высокий торос. 16 сентября на западе они увидели землю. Это был остров Белый. К концу сентября ледяной лагерь принесло к южному берегу острова, льдина раскололась, а небольшой ее обломок с ледовым домом остался невредимым. По отдельным словам на последней странице дневника Андре можно сделать вывод, что в первых числах октября участники экспедиции перебрались на берег и установили палатку.

* * *

6 августа 1930 г. последний лагерь Андре был обнаружен экипажем норвежского судна «Братвог». Сойдя на берег острова Белый, моряки обнаружили лодку шведской экспедиции, а неподалеку от нее — останки Соломона Андре. Во внутреннем кармане куртки Андре был найден его дневник. Метрах в тридцати от останков Андре находилась могила, в которой, как выяснилось позже, был похоронен Нильс Стриндберг.

Норвежцы установили на острове памятный знак и сообщили о своих находках на родину. Вскоре весть о том, что обнаружена последняя стоянка Андре, облетела весь мир. В том же году шведский корреспондент Кнут Стуббендорф, побывав на острове Белый, нашел и останки третьего участника экспедиции — Кнута Френкеля. Кроме того, были найдены судовой журнал экспедиции, записные книжки, другие документы.

Останки отважных воздухоплавателей были доставлены в Швецию на канонерской лодке «Свенксунд» в сопровождении почетного эскорта.

Причины гибели Андре и его спутников в течение многих лет обсуждались учеными. Было высказано множество догадок и предположений. Среди них наиболее широкое распространение получили две гипотезы. Американский полярный исследователь Стефанссон предположил, что участники экспедиции Андре погибли от отравления угарным газом. Этой же точки зрения придерживался и советский ученый С. В. Обручев. По мнению датского врача Трайда (которое разделял полярный штурман В. И. Аккуратов), причиной смерти шведских полярников стало заболевание трихинеллезом, которым они заразились, питаясь мясом больных белых медведей.

 

М.В. Дукальская,

заместитель директора по науке РГМАА